back

17-05-2016 12:39

Децентрализация: чего ожидать? Зачем перекраивают карту Черниговской области?

З 17 травня триває другий, вирішальний етап конкурсу журналістських робіт «МедіаЧЕ». Лауреатів конкурсу у кожній з номінацій з-поміж переможців першого етапу обере сама читацька, глядацька та слухацька аудиторія під час голосування на сторінці у Фейсбуку. Наразі оргкомітет конкурсу оприлюднює матеріали-фіналісти для відкритого оцінювання.

Один із переможців у номінації «Децентралізація на Чернігівщині» — Анастасія Лоза, кореспондент газети «Черниговские новости: семь дней» зі статтею «Децентрализация: чего ожидать? Зачем перекраивают карту Черниговской области?». Проголосувати за її матеріал можна за посиланням

Закон «О добровольном объединении общин» приняли еще в марте, с тех пор мы только и слышим о децентрализации, перспективных планах, объединении общин, реформах административных, медицинских и пр. Но что это, зачем это нужно, как все будет выглядеть после и на каком этапе реформы – нам не объяснили.

Сама по себе децентрализация – не просто укрупнение территорий и новые названия территориальных единиц. Это комплексные и очень глубокие изменения в механизме власти. Подобный процесс в Польше длился более 10 лет, у нас же планы значительно амбициознее – 3 года! Если говорить просто, децентрализация – это передача власти, полномочий и финансов от верхушки административного аппарата (министерств и департаментов) на местный уровень. С уровня общегосударственного и областного – на городской и сельский.

Зачем?

Нынешний административный строй нашего государства работает так, что большинство вопросов, которые могут быть решены, допустим, в сельсовете, должны пройти полный бюрократический цикл: через район в областной совет. И только здесь, на областном уровне, по факту принимается решение. Житель поселка вынужден ждать ответа на свой запрос неделями, а некий процент чиновников нижнего звена сидит на своих местах и получает зарплаты, хотя полномочий особых не имеет.

По похожему принципу построено и государственное финансирование. Его можно сравнить с пирамидой. Все уплаченные налоги сначала стекаются на самый верх – в общенациональную казну, а оттуда распределяются на области. Однако пока деньги дойдут до сельсовета, их порядочно «раздерибанят». Да и кто из принимающих решения реально знает, в чем нуждается население той или иной области, города, поселка? Таким образом пытаются решить проблемы дефицита местных бюджетов и приблизить органы принятия решений и услуги государства к народу.

Но самая веская причина, наверное, 55 млн евро, которые Европа пообещала Украине за децентрализацию.

Что изменится?

Административно-территориальное устройство

Оно станет трехуровневым: община (был вариант «волость», но, похоже, не приживется) – район (та же история с термином «повет») – область. Пока еще на добровольных основах городам, поселкам и селам предлагают объединиться в общины, обычно по 3–5 нынешних сельсоветов, но нередко и больше. Основной принцип объединения прост – община должна иметь достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить свои нужды и развиваться. Потому что теперь именно волость будет формировать свой бюджет, решать, куда эти деньги направить и отвечать за последствия перед народом.

Например, село с населением менее 1 тыс. человек тратит 80% своего бюджета на содержание административных органов. В этом случае на благоустройство денег не найти никогда. Но, когда количество жителей превышает 5 тыс., админрасходы сокращаются до 30%. А целых 70% распределится на сферы культуры, здравоохранения, образования и благоустройства. Получается, чем больше население общины, тем быстрее она будет процветать.

Центром общины должен быть «сильнейший» ее населенный пункт с точки зрения экономики и инфраструктуры. Глава общины будет избираться жителями на выборах, а в каждом селе или поселке определится староста, который будет представлять интересы местного населения в исполнительном органе объединенной общины.

Общины будут объединяться в поветы вокруг районного центра, который, скорее всего, будут выбирать исходя из наличия медицинских учреждений вторичного звена (больниц, которые предоставляют услуги стационара). В районном центре будут сосредоточены уже более специфические административные услуги. В каждом районе и области соблюдение законов и Конституции будет контролировать префект. Это своего рода государственный орган контроля. Назначают его президент и Кабмин, ими же решение префекта может быть отменено.

Полномочия и сферы ответственности

Общины:

  • дошкольное, начальное и среднее образование;
  • первичная и профилактическая медицина;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • ветеринарная помощь;
  • культура и отдых;
  • туризм и спорт;
  • социальная помощь;
  • планирование и регулирование строительства;
  • дороги и организация дорожного движения;
  • городской общественный транспорт;
  • центры предоставления административных услуг;
  • благоустройство территорий, содержание кладбищ;
  • контроль окружающей среды;
  • землеустройство, кадастр;
  • пожарные службы;
  • гражданский порядок;
  • управление коммунальным имуществом;
  • местный архив;
  • другие вопросы местного уровня.

Район:

  • образование: школы-интернаты, специализированные спортивные школы, школы искусств и детские дома;
  • медицина: стационарные больницы широкого профиля, медико-санитарное образование;
  • районная инфраструктура.

Область:

  • специализированное образование, центры и мероприятия по повышению квалификации служащих местного самоуправления;
  • медицина: специализированная стационарная помощь, госпитали;
  • культура: региональные библиотеки, музеи, выставки, филармонии, дворцы культуры;
  • государственные программы инвалидного спорта и реабилитации;
  • развитие региона.

Финансовое обеспечение

Это основная часть децентрализации. Суть ее в том, что большой процент налогов, заплаченных на территории общины, пойдет не в общегосударственную казну (как это было раньше), а в бюджет той самой общины. Именно посредством этих денег громады и получат вышеописанные самостоятельность и власть. Вот, например, сейчас налог на прибыль предприятия идет в общенациональный бюджет, а будет оплачиваться по месту ведения хозяйства и оставаться там же. Если у компании есть филиалы или отделы, они будут платить налог в бюджет населенного пункта, где находятся. То же самое произойдет и с другими налоговыми сборами.

Идея такова: община не только покроет расходы на выполнение новых административных обязанностей и собственных нужд, она сама будет заинтересована в том, чтобы к ней пришло больше инвесторов, а значит, будет развиваться и процветать. Считается, что такая система поможет еще и частично выровнять экономический разрыв между разными регионами.

Налоги, которые государство отдает общинам:

  • 60% подоходного налога физлиц;
  • 25% экологического налога;
  • 5% акцизного налога за реализацию подакцизных товаров;
  • 100% единого налога;
  • 100% налога на прибыль предприятия и финансовых учреждений коммунальной собственности;
  • 100% налога на имущество;
  • право распоряжаться землей;
  • другие сборы.

Что происходит сейчас?

Черниговская область оказалась одной из самых активных. Еще более двух месяцев назад областной совет утвердил перспективный  план административно-территориального деления области. Из 81 предложенной общины комиссия в Киеве тогда одобрила только 45, их же признало экономически самостоятельными Министерство экономики, а 12 августа утвердил и Кабмин. Остальные либо слишком малы, либо не имеют достаточной экономической мощи. Им предстоит определиться, с кем еще объединиться, куда податься.

45 одобренных общин уже, по сути, имеют право начинать процесс регистрации, ликвидации предыдущего административного аппарата и избирать «свежую кровь» на руководящие должности. Но процесс оформления явно будет длиться не один месяц, а выборы местного самоуправления уже на носу – 25 октября. Следующие (внеочередные) выборы предварительно назначены на 2017 год, и, видимо, этим общинам придется ждать объединения еще два года.

А что же касается децентрализации бюджета, то здесь ситуация интересная. Бюджет 2015 года создавался уже с некоторыми поправками в Налоговом кодексе. Часть налогообложения государство уже отдало городам областного значения. Наверное, чтоб показать, как выгодно это будет работать на практике. По предварительным результатам, местные бюджеты выросли в 3 раза, что однозначно хорошо.

Непонятно другое. В 2013 году только 20% средств из общенационального бюджета оставляли местным, остальными 80% распоряжался Кабмин как считал нужным. Логично, что при финансовой децентрализации в городские бюджеты должно было попасть намного больше денег. А вот и нет. Видимо, на налогах решили остановиться и отсчитали на места лишь 18% средств.

Безусловно, нынешний механизм работы государства нельзя назвать эффективным. Деньги «теряются» пока доходят до места назначения, а те, кто принимает решения, слишком уж далеки от проблем народа. Однако вопросов по реформе остается еще очень много, а сроки, установленные правительством, больше похожи на утопию. В любом случае легко не будет.

Нам выбирать не приходится, – говорит глава Менского горсовета Федор Фесюн. – Даже если в ближайшее время мы «децентрализуемся», рассчитывать на то, что все сразу заживут богато, не стоит. Нам нужно экономику поднимать, сделать так, чтоб налоги платили, а иначе ничего нам не поможет. Конечно, сейчас бюджет распределяется по вертикали, а после окончания реформы централизованного самоуправства станет меньше. Но будут ли все общины равны? Нет. В одной производство есть – будут и налоги, в другой – как ничего не было, так и не будет. Хотя приятно, что власть к нам прислушалась: дала еще два года на решение и оформление всех процессов. А ведь хотели изначально до выборов в октябре этого года успеть.

Реформа в действии

Как это часто бывает, в теории административная реформа выглядит лучше некуда, а вот когда доходит до дела, утопия быстро превращается в отсутствие ясности, беспорядок.

Руслан Сидорович живет в с. Кошевка Черниговского района. Он рассказал историю присоединения его села к объединенной общине.

Дело обстоит следующим образом. Вплотную (50 м) к нашему селу примыкает Редьковка, с хорошим детсадом, школой, амбулаторией, клубом и сельсоветом. Между селами даже границу тяжело провести. Дети здесь учатся, люди в магазин ходят. Было бы логично присоединить нас к Редьковке. Но нет, нас объединяют с Новым Белоусом, где нет совершенно ничего из вышеперечисленного, только захудаленький сельсовет и школа, потому что у нас общий сельсовет. А общины объединяют только в пределах действующих сельсоветов. Ну это же абсурд! Чтоб присоединиться к другой общине, нужно сначала выйти из совета.

Я обращался в офис реформ, здесь мне объяснили, что распределяли земли согласно принятой Кабмином методике, и самая большая загвоздка – в количестве населения. А вот о том, что детям каждый день придется 5 километров идти до автобуса и потом еще 30 ехать на нем, а затем 3 километра шагать, чтобы добраться до школы, – никто не подумал. Не брали в расчет и то, что транспортное сообщение между Кошевкой и Новым Белоусом в принципе плохое. Глава сельсовета особого участия в процессе не принимает, он вообще на пенсию собрался, когда решили реформу административную проводить. А люди… большинство даже и не знает сути реформы, думают, что просто сельсовет один теперь будет, вот и все.

Уверен, самые злачные земли хотят до кучи слепить, чтоб потом посадить царька-наместника и дерибанить их как вздумается. Ведь земельными ресурсами теперь тоже общины ведать будут, никаких сессий горсовета больше не понадобится.

Ярослав Жиденко из офиса реформ объяснил, что с. Редьковка согласно методике не может быть полноценным административным центром. Но и новобелоусскую общину Кабмин тоже не одобрил. Пути решения этой проблемы будут продолжать искать, ведь финансирование получат общины, сформированные в полном соответствии с методикой.

 

Анастасія Лоза
Оригінал статті оприлюднено у № 35 

газети «Черниговские новости: семь дней»
за 27 серпня 2015 року

 

Останні новини

Анонси







































 

 

 

 

Погода